Люди, употребляющие наркотики, особенно уязвимы к инфекциям, передающимся половым путем или через кровь, таким как ВИЧ-инфекция и гепатиты В и С. Совместное использование инъекционного оборудования повышает риск распространения ВИЧ-инфекции и приводит к дальнейшему развитию эпидемии ВИЧ-инфекции среди людей, употребляющих инъекционные наркотики, во многих странах. 

По оценкам, приблизительно 15,9 миллиона людей в 158 странах по всему миру употребляют инъекционные наркотики, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода. Было подсчитано, что порядка 10% всех случаев инфицирования ВИЧ происходит через употребление инъекционных наркотиков, а в мире всего насчитывается до 3,3 миллиона людей, употребляющих инъекционные наркотики и живущих с ВИЧ. Особенно уязвимы к ВИЧ женщины, молодые люди, люди без места жительства, потребители-«новички» и заключенные. 

В некоторых регионах, таких как большая часть Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия, распространенность ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков остается ниже 5% (подробнее об этом). И наоборот, в таких странах, как Аргентина, Бразилия, Эстония, Индонезия, Кения, Мьянма, Непал и Таиланд, распространенность ВИЧ среди потребителей наркотиков достигает 40% и выше. Кроме того, согласно исследованиям, проведенным в странах Карибского бассейна, США и Латинской Америке, существует связь между неинъекционным употреблением наркотиков (например, крэк-кокаина) и передачей вируса половым путем. 

Термин «снижение вреда» относится к политике и программам, направленным на сокращение медицинских, социальных и экономических последствий употребления контролируемых препаратов. Концепция снижения вреда базируется на рациональных основах общественного здравоохранения и прав человека с применением прагматичного и непредвзятого подхода к решению проблем, связанных с употреблением наркотиков. Сторонники снижения вреда убеждены, что общее сокращение масштабов распространения и употребления наркотиков является не единственной и даже не самой важной задачей наркополитики, и что людям и сообществам необходимо предоставить информацию и инструменты для снижения рисков, связанных с употреблением наркотиков.

К категории снижения вреда относятся самые разные мероприятия, в том числе следующие: распространение информации о том, как уменьшить риски, связанные с употреблением наркотиков (обычно посредством аутрич-работы равных консультантов); оказание услуг, способствующих сохранению здоровья людей, употребляющих наркотики – например, программы обмена игл и шприцев или организация мест для безопасных инъекций; а также различные варианты лечения наркозависимости, включающие опиоидную заместительную терапию, психологическую поддержку или группы взаимопомощи. Подходы снижения вреда также направлены на реформу законодательных, правовых и политических норм, усугубляющих наносимый потребителям наркотиков вред или препятствующих внедрению или эффективной работе программ снижения вреда и медицинских услуг для потребителей наркотиков. 

В 1980-х годах подходы снижения вреда были приняты сообществами и правительствами ряда стран в связи с растущей эпидемией ВИЧ-инфекции среди людей, употребляющих наркотики. Сегодня снижение вреда используют в своей политике и практике 93 страны и территории на каждом континенте мира.

Однако несмотря на широкое признание эффективности концепции снижения вреда, этот термин остается противоречивым для некоторых международных агентств. Снижение вреда одобряется и поддерживается рядом международных организаций, таких как ЮНЭЙДС и Совет по правам человека, предоставляющих правительствам и гражданскому обществу техническую и финансовую поддержку для внедрения программ снижения вреда по всему миру. Что касается Комиссии ООН по наркотическим средствам, среди ее членов не наблюдается консенсуса по вопросу снижения вреда, и этот термин не был включен в новую 10-летнюю Политическую декларацию по наркотикам 2009 года. Против этого возражали 26 государств, подписавших заявление о том, что они намерены трактовать предложенный в этом документе термин «необходимые поддерживающие услуги» как «снижение вреда». В марте 2010 года, после продолжительных дебатов, Комиссия снова отказалась включить снижения вреда в свою резолюцию по вопросу обеспечения всеобщего доступа к услугам по ВИЧ-инфекции. Другие учреждения по контролю над наркотиками, в частности, МККН, продолжают ограниченно воспринимать суть концепции снижения вреда и интерпретировать законность некоторых из его практик. С другой стороны, УНП ООН, наоборот, расширил этот термин, включив в него правоохранительные меры, что сделало его чрезмерно всеобъемлющим и практически лишенным смысла.

People who use drugs are often at increased vulnerability to a variety of harms, including blood-borne and sexually transmitted viruses such as HIV, or hepatitis B and C. The sharing of injecting equipment provides a highly effective transmission route for HIV and has resulted in the rapid expansion of the epidemic among people who inject drugs in many countries.

There are an estimated 15.9 million people that inject drugs living in 158 countries around the world, primarily in low and middle income countries. Up to 10% of all HIV infections occur through injecting drug use, meaning that globally, there may be up to 3.3 million people who inject drugs that are living with HIV.  Women, young people, street-involved people, new injectors and prisoners are particularly vulnerable to HIV. 

In some areas, such as much of Western Europe, as well as Australia and New Zealand, the prevalence of HIV infection among people who inject drugs remains below 5% (read more). At the other extreme, in countries such as Argentina, Brazil, Estonia, Indonesia, Kenya, Myanmar, Nepal and Thailand, the prevalence of HIV infection has reached 40% or higher among people who inject.  There is also evidence of a link between non-injecting drug use, such as crack cocaine smoking, and sexual HIV transmission, in the Caribbean, the USA and Latin America.

The term ‘harm reduction’ refers to policies and programmes aimed at reducing the health, social and economic harms associated with the use of controlled substances. Harm reduction is entrenched in both public health and human rights rationales, and takes a pragmatic and non-judgemental approach to addressing the problems associated with drug use. Importantly, harm reduction involves the recognition that the overall reduction of the scale of drug markets and use is not the only, or even the most important, objective of drug policy. Individuals and communities must therefore be provided with information and tools for reducing the risks associated with drug use.

A variety of interventions fall into the category of harm reduction. These include the dissemination of information on how to reduce risks associated with drug use (often through peer-led outreach), the provision of services which increase the safety of people who use drugs such as needle and syringe exchange programmes and safer injecting facilities, and a range of drug dependence treatment options including the medical provision of substitution for opiate dependence, psychosocial interventions or mutual aid groups. Harm reduction approaches also seek to identify and advocate for changes in laws, regulations and policies that increase harms or that hinder the introduction or efficacy of harm reduction interventions and health services for people who use drugs.

It was in the 1980s that harm reduction approaches started to be adopted by communities and a number of governments in response to the growing HIV epidemics among drug using populations. Today, harm reduction is supported by ninety-three countries and territories across every continent of the world.

Despite this widespread recognition of the concept of harm reduction, the term remains controversial in certain international forums. The concept is endorsed and promoted by a number of international agencies which provide technical and financial support to governments and civil society for harm reduction initiatives across the world. This includes UNAIDS and the Human Rights Council. Within the UN Commission on Narcotic Drugs (CND), however, there is a lack of consensus on harm reduction, as the term was omitted from the new 10 Year Political Declaration on Drugs in 2009. Twenty-six states registered their objection to this by lodging a statement that the term ‘related support services’ used in the document would be interpreted by them to mean harm reduction. In March 2010, the CND refused once again to include harm reduction in its resolution on universal access to HIV services, after considerable debate. Other drug control agencies, particularly the INCB, have been – and continue to be – highly restrictive in their understanding of the term and in their interpretation of the legality of some of its practices. On the other hand, the UNODC has sought to extend the term to include law enforcement measures and, by making it too inclusive, has rendered it virtually meaningless.