Выращиванием растительных культур для производства опия, героина, морфия и кокаина занимаются преимущественно малые фермерские хозяйства, расположенные в самых малоразвитых регионах мира, для которых характерны частые вооруженные конфликты и политическая нестабильность. Традиционные меры снижения поставок наркотиков из этих регионов были сфокусированы на принудительном уничтожении посевов опийного мака и коки. Репрессивные меры заставляли фермеров дислоцировать посевы в более отдаленные районы, часто со значительным ущербом для окружающей среды. Эти процессы были связаны с большими лишениями, такими как вынужденная миграция, бедность, голод и обострение вооруженных конфликтов, в то время как процесс культивации наркотических культур продолжал осуществляться.

В качестве альтернативы этим репрессивным мерам был разработан новый подход, поощряющий фермеров выращивать другие культуры. Изначально проект задумывался как простая мера по замещению культур (фермеров просили или обязывали выращивать «легальные» культуры вместо опийного мака или коки), однако опыт показал, что для обеспечения эффективности и устойчивости процесса необходимо внедрять более всеобъемлющую концепцию. Этот подход называется «Альтернативное развитие». За последнее десятилетие был достигнут значительный прогресс в осознании воздействия и уроков, относящихся к развитию сельских регионов произрастания опийного мака и коки. Накопленный опыт продемонстрировал, что концепция альтернативного развития может удовлетворить потребности целевых сельских сообществ и привести к сокращению масштабов выращивания «нелегальных» культур. 

Эффективное альтернативное развитие предусматривает интеграцию механизмов наркоконтроля в общую структуру программ в области развития, следующих принципу «слаженности в системе» (system wide coherence). Этот процесс должен проходить поэтапно. Для того чтобы фермеры и зависящие от них люди могли отказаться от выращивания «нелегальных» культур, необходимо создать для них необходимые условия, такие как кредитование и финансирование, обеспечение безопасности и защиты, развитие транспортных и дорожных систем для транспортировки товаров на рынки и тому подобное (следует отметить, что наркоторговцы предоставляют фермерам многие из этих услуг: вооруженную защиту, поставку зерна, выделение кредитов). В тех регионах, где меры реагирования ограничивались уничтожением незаконных посевов или выплатой специальных «налогов», позволявших избежать уничтожения, программы альтернативного развития не принесли должного эффекта. Для того чтобы эти меры были результативными, необходимо проводить в жизнь принципы добросовестного управления и развивать службы социальной, медицинской и образовательной поддержки.

IDPC выступает за то, чтобы помощь в целях развития оказывалась вне зависимости от сокращения уровня нелегальной культивации, с тем чтобы ликвидация посадок не осуществлялась до тех пор, пока малые фермерские хозяйства не обретут приемлемые и устойчивые источники средств к существованию, и чтобы программы вмешательства проводились поэтапно. Организации производителей сырья должны быть признаны и вовлечены в диалог и процессы принятия решений на всех уровнях, включая свои правительства, доноров и ООН. Программы вмешательства должны строиться на принципах защиты прав человека, разрешения конфликтов, ликвидации бедности, обеспечения безопасности человека и уважения к традициям, культуре и ценностям местного населения.

The crops which form the plant base for the production of opium, heroin, morphine and cocaine are predominantly cultivated by subsistence farmers in some of the most under-developed areas of the planet. These regions are usually the sites of ongoing armed conflicts and political instability. Traditional attempts to stem the flow of drugs from such zones have concentrated on the forced eradication of drug crops such as opium poppy and the coca plant. This has led to displacement effects: in response to repressive measures, the growers have simply moved their crops into new and more remote areas, often resulting in environmental damage. Great hardship has resulted from this, including forced migration, poverty, starvation, and an exacerbation of armed conflicts. Meanwhile, the crops have continued to be cultivated.

An alternative to this repressive approach involves encouraging the farmers to grow other crops. Originally conceived as simple crop substitution programmes (farmers were encouraged or compelled to grow a licit crop instead of poppy or coca), experience has shown that a broader conception is necessary if the process is to be effective and sustainable. This approach is usually referred to as “alternative development.” Over the past decade, there has been considerable progress in understanding the impact and lessons learned through rural development in opium poppy and coca growing areas. Experience has shown that alternative development can address the needs of targeted rural communities, and can contribute to a reduction in illicit crops.

Effective alternative development involves integrating drug control imperatives into the mainstream development agenda, which adheres to the principle of system wide coherence. The process must also be properly sequenced. This means that to enable farmers and their dependants to end their reliance on cultivating illicit drug crops, a number of provisions must be put in place first: for example, credit and finance, security and protection, road and transport systems to allow goods to be taken to market, and so on (It will be noted that many of these are the services that traffickers provide to small farmers: armed protection, supplies of seeds, credit facilities). In those regions where the presence of the state is confined to crop destruction or the payment of ‘taxes’ to avoid it, alternative development measures have tended to fail. Good governance, social, health and educational support services are necessary for alternative development to work.

IDPC advocates to make development assistance unconditional on reductions in illicit crops, ensure that no eradication is carried out unless small-farmer households have adopted viable and sustainable livelihoods, and interventions are properly sequenced. Producers' organisations should be recognised, should take part in debates and decision making at all levels, with their own governments, donors and the United Nations. Interventions should comply with the aims of human rights protection, conflict resolution, poverty alleviation, human security and respect for traditional culture and values.